realistromantic (realistromantic) wrote,
realistromantic
realistromantic

Интеллигенция в защиту «Шагов истории»

В защиту школьной стенгазеты «Шагов истории» выступили представители интеллигенции (300 подписей).

Стенгазета выходит уже два года, ее вешают в школах учителя и родители. Есть огромное количество положительных отзывов, благодарностей, в т.ч. письменных.

Либеральная травля началась вскоре после того, как стенгазета выиграла грант. Десяток либеральных СМИ почти одновременно хором закричал: «Уберите это немедленно!», — даже не сумев объяснить, на каком основании «это» должно быть убрано. Оно нарушает закон? Нет. Оно противоречит нормам исторической науки? Тоже нет: в стенгазете приводятся не только корректные факты, но и адекватный контекст и смысл событий. Может, там много крови, может она относится к разделу 18+? Нет: газета понятна, но вполне деликатна с детской психикой.

Так в чём же дело?

По существу — в патриотизме. Газета, дескать, слишком однобока, отражает «лишь одну из существующих точек зрения». Например, в газете несколько раз упоминается Сталин, но нет проклятий в его адрес — и поэтому газета обозвана сталинской.

И хору независимых журналистам уже не важно, что это не учебник, а стенгазета, что она не спускается сверху, а вешается самими учителями. «Запретить!»

Такой вопиюще тоталитарный подход, одновременно антинародный и антинаучный, вызвал негодование и у интеллигенции. Можно понять цензуру, когда она санкционирована и патриотична, но как оправдать цензуру, когда она одновременно и незаконна, и направлена на лишение детей позитивного представления о собственной истории?




Обращение представителей интеллигенции в защиту «Шагов истории»

С апреля 2015 года в Санкт-Петербурге развивается странная и в чем-то возмутительная история вокруг еженедельной школьной стенгазеты «Шаги истории». Издание, что легко понять по его содержанию, направлено на патриотическое воспитание российской молодежи. В доступной форме в ней излагаются события отечественной истории — не только политической, но и истории науки и культуры. Проект «Шаги истории» является гражданской инициативой и осуществляется активистами общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление».

Недоумение вызывает тот факт, что некоторые СМИ, включая один из телеканалов, а также кое-кто из депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга начали беспрецедентную критику данной гражданской инициативы. Впрочем, учитывая слаженность действий оппонентов «Шагов истории» и участие в кампании представителей законодательной и исполнительной власти, можно прямо говорить о травле. Это можно было бы хоть как-то понять, если бы стенгазета нарушала закон (хотя и тут следовало бы оставаться в рамках правового подхода), но она не содержит ни экстремистских призывов, ни пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, ни политической агитации. Главное «преступление» гражданских активистов заключается, по-видимому, в том, что они предложили патриотический взгляд на отечественную историю — на всю историю, без исключения.

В стенгазете находят отражение исторические представления, обоснованные в трудах специалистов-историков. Всякая история (и российская тут не исключение), безусловно, содержит множество дискуссионных моментов. Такие события, как Октябрьская революция 1917 года, Советско-финская война и другие, вызывают подчас противоположные оценки. Но значит ли это, что определенный, основанный на исторических исследованиях, взгляд на эти события не может быть донесен до школьников? Ведь в таком случае историю в школе нельзя не только популяризировать, но и преподавать в каком-либо виде: любой учебник содержит определенную интерпретацию исторического процесса, основывается на определенных мнениях и подходах. Казалось бы, журналисты и депутаты должны приветствовать доступ подрастающего поколения к различным концепциям и точкам зрения на события родной истории. Однако происходит обратное: любые положительные оценки внутренней и внешней политики нашей страны в советский период вызывают негодование добровольных цензоров. Оказывается, нельзя сообщить про Днепрогэс и другие советские достижения, не произнеся тут же ритуальных проклятий в адрес «сталинщины». И это при том, что учебная литература и без того полна этой темой, пропагандирует однобокий, «антисоветский», подход. Вместо того, чтобы выступать за плюрализм и демократическую конкуренцию мнений, представители демократических институтов требуют единомыслия, запрета на альтернативные гражданские инициативы. А ведь это есть не что иное, как воспитание тоталитарно мыслящего человека — что опасно для общественного здоровья, независимо от направления вложенных в этого человека мыслей.

Школьная стенгазета не является учебным пособием — она, в совокупности с внеклассными мероприятиями и иными аспектами внеурочной жизни школы, создает образовательную среду. В этом смысле стенгазету нельзя оценивать в духе полноты или неполноты отражения в ней школьной программы. Как элемент образовательной среды, «Шаги истории» призваны поддерживать атмосферу патриотизма, воспитание гражданского и исторического самосознания, интерес к национальной истории. Тем не менее, не претендуя на роль учебного пособия, стенгазета полностью соответствует духу исторического образования в средней школе: ее содержание не искажает исторических фактов, статьи газеты написаны хорошим и доступным для подростка литературным языком. Не случайно школьные педагоги с таким воодушевлением приняли газету и уже более двух лет пользуются ее материалами.

Мы выражаем возмущение тем подходом к гражданским патриотическим инициативам, который проявили некоторые журналисты, депутаты и чиновники Санкт-Петербурга. Кампания против школьной стенгазеты вопиющим образом противоречит ценностям патриотизма и демократии. Вдумаемся: требование запретить и изъять из употребления относится к гражданской просветительской деятельности, никак не нарушающей закон! Вместо полемики по спорным историческим вопросам представители власти (в том числе законодательной) — оказывают давление на педагогов и активистов. Убеждены, что только родительское и педагогическое сообщество компетентно выстраивать образовательную среду и включать или не включать в нее то или иное издание.

«Шаги истории» полностью отвечают ценностям патриотического, гражданского, демократического воспитания подрастающего поколения. Считаем необходимым избавить хорошее начинание от необоснованных несправедливых нападок, фактически работающих на фальсификацию истории, продвижение западной концепции «двух тоталитаризмов» и разрушающих связь поколений в нашей стране. Это не может не тревожить вообще и в контексте 70-летия Победы — в особенности.

Текст и подписи на сайте РВС.

Tags: шаги истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments