realistromantic (realistromantic) wrote,
realistromantic
realistromantic

«Снимите ЭТО немедленно!», или Что такое многофакторность

(Читая «Новую Газету»)

Краткая предыстория: очень вскоре после того, как стенгазета для школ «Шаги Истории» выиграла грант в 3 млн руб., либералы, ранее проходившие мимо нее, вдруг заметили ее и вознегодовали.

Газету отправили на экспертизу, и экспертиза усмотрела в газете неполную многофакторность.



Читаем «Новую Газету»:

> Эксперты... пришли к заключению: фактических ошибок газетные тексты не содержат, однако все они излишне категоричны, прямолинейны и отражают лишь одну точку зрения.

Хорошие формулировки! Жаль только, что они «не совсем» от самих экспертов.

«Все они излишне категоричны» — недостаточно толерантны?
«Прямолинейны» — видимо, легко понятны детям на перемене?
«Отражают одну лишь точку зрения» — да и ту патриотичную!

Единственная прямая цитата из официального заключения, приводимая в статье:
> «Историко-культурный стандарт, входящий в единую концепцию учебно-методического комплекса по отечественной истории, акцентирует внимание на реализации принципа многофакторности, который предполагает многогранность освещения исторических событий и явлений. В данной газете эта норма не всегда соблюдается».

Впрочем, и эта цитата искажена борцами за мягкость и плюрализм. В оригинале на месте: «В данной газете эта норма не всегда соблюдается», — было: «Этот принцип не всегда соблюдается в кратких информационных статьях данных выпусков стенгазеты». Быть может, редакция исправит свою ошибку?

Окончание статьи предельно демократично:

> Пока ни о каких официальных решениях (письмах, указаниях, обращениях и пр.) со стороны чиновников в адрес петербургских школ неизвестно. Но в школе № 84 «Шагов истории» на стенах сегодня нет. Сняли.

Даешь плюрализм по-либеральному!

* * *

Если по существу, то высказана только одна претензия: дескать, образовательными стандартами утверждён принцип «многофакторности, который предполагает многогранность освещения исторических событий и явлений».

Но тут одно из двух.

1. Либо «многофакторность» означает, что надо рассматривать разные аспекты («грани») единого явления. Например, к войне надо подходить не только как к большой человеческой трагедии, но и как к великому подвигу народа, спасшего мир от фашизма. При этом одно другое не отменяет, а только взаимодополняет в понимании нашего исторического пути. Именно такого подхода придерживается стенгазета. В частности, помню, как я был удивлен корректностью и толковостью описания одного из самых важных и тонких событий в отечественной истории XX века — встречи Сталина и иерархов РПЦ в 1943 году. Казалось, есть только две точки зрения, которые может «задеть» такое описание: точка зрения радикального антисоветизма и точки зрения люто воинствующего атеизма. При этом статья вовсе не сводилась к сухой констатации факта. Ничего не приукрашивая, она говорила и о негативном отношение большевиков к церкви, и о значимости события. Потому что без предыстории понять, в чём смысл такой встречи, невозможно.

2. Либо на самом деле имеется в виду не многофакторность, а такой некий исторический плюрализм. Например, что надо каждому событию давать разные толкования. Например, что Великая Отечественная война — это, с одной стороны, война добра со злом, с другой, война двух тоталитарных режимов, а с третьей, по мнению «ряда авторитетных историков», нападение СССР на Европу. И всё это должно размещаться в голове детей одновременно. Понятно, что в такой каше понятия «добро» и «зло» потеряются первыми. А тот бульон, который останется... уже не сулит народу ничего хорошего.

Хотелось бы узнать, какой смысл слова «многофакторность» имели в виду эксперты.

Мне представляется так, что разговор о факторах ведут тогда, когда ставят какую-то задачу, преследующую какую-то цель. Рассмотрев все факторы по отдельности, затем обязательно снова возвращаются к задаче, и факторы соединяют. Только после этого работа с факторами дает какой-то результат. Даже однобокий законченный анализ будет лучше, чем просто нагромождение несвязанных мыслей.

Должны ли знания, которые даются школьнику, ориентироваться на какой-то результат? Должны ли родители и учителя стремиться помочь детям построить хотя бы какую-то минимально-осмысленную картину истории родной страны?

И общепринятое понятие многофакторности, и элементарная целесообразность самих уроков истории говорят, что да.

Тот же, кто хочет подменить урок понимания своей истории — уроком исторической неполноценности, станет требовать обратного.


Tags: либералы, многофакторность, новая газета, плюрализм, шаги истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments