realistromantic (realistromantic) wrote,
realistromantic
realistromantic

Функции чиновника глазами гражданина и глазами чиновника



Интересное недопонимание случается иногда между гражданами и должностными лицами. Рассмотрим пример — недавнее общение родителей, возмущённых закрытием кружков вместе с одним из старейших Центров Детского Творчества (ЦДТ), и руководителя Департамента образования г. Москва г-на И. Калины.

Родители поняли: в результате присоединения ЦДТ к лицею № 1533 (присоединение, мягко говоря, совсем не по профилю) от этого ЦДТ ничего не останется (собственно, уже не осталось: педагоги уволены еще в апреле, а уникальные кружки держались именно на педагогах). Обнаружили, что присоединение прошло не только с нарушениями процедур, но и попросту на основе подложных(!) документов. Не опустили руки: разобрались в законах, организовали пикеты. Департамент образования откликнулся (здесь и далее в виде цитат передаётся смысл, а не буквальный текст): «Что случилось?». Отвечают: «Так-то и так-то». И тут-то выяснилось самое интересное.

1. Департамент образования не стал вместе с родителями обсуждать ни законность, ни целесообразность реорганизации. Вопрос чиновника был наивен донельзя: «А чем детей-то обидели?». Учитывая, что кружки были натурально закрыты, кажется, что вопрос задал человек, который не понимает, какое отношение дети имеют к посещаемым им кружкам. Казалось бы, всё просто: детям (у которых есть живые и дееспособные законные представители) нужны кружки, причем не абы какие, а именно по таким-то понравившимся им авторским программам. А там уже, действительно, если вы хотите представлять образовательные услуги, — ищите каких хотите преподавателей, чтобы обеспечить требуемое, ибо клиент всегда прав. Выполнимость требуемого доказана опытом прошлых лет.

2. Департамент образования, похоже, имеет не вполне понятную сферу ответственности. Нет, сфера полномочий у него прописано четко, а вот какова его ответственность? За что конкретно он отвечает? Так, по-простому? Казалось бы: за образовательный процесс. Но тогда встают простые вопросы: сколько детей было в кружках ЦДТ в прошлом году? Сколько — в позапрошлом? Наверное, это всё в сфере компетенции Департамента? (А в чьей еще? Как Департамент может управлять лицензированием образовательной деятельности без подобной информации?) А сколько детей записалось на новый учебный год? Какой прогноз, сколько еще дозапишется? Судя по словам самого Калины (да и по озабоченности родителей), запись на новый год идет очень плохо: найти информацию об этих кружках, как и записаться, стало почти или полностью невозможно. Но раньше-то они как-то записывались? Что изменилось? В чью сферу ответственности входит организация этих процессов (информирование и запись)? По логике простого человека, это сфера ответственности того органа, которому государство поручило управлять образовательным процессом в данном районе. В частности, нужно развесить все необходимые объявления, довести до сведения родителей, какие кружки есть, как в них записаться. При необходимости — изучить, откуда родители преимущественно узнают о кружках. И т.д. Но логика Департамента, судя по событиям, похоже, иная: обеспечить не поддержку процесса, а его благовидное (т.е. при видимости законности и видимости заботы о детях) прекращение. Иначе бы не было саморазоблачительного намёка в стиле: «Если после нашей реорганизации вы не сможете записать своих детей через наш сайт на свои кружки, то кружков не будет». Раньше-то кружок был! Откуда тогда такая подчёркнутая забота о его ликвидации?

Очень хорошо, что родители организуются и борются с «подрывной деятельностью», подобной той, что вырисовывается в данном сюжете. Потому что если раз за разом «проглатывать» обиды на действия, которые находятся за рамками адекватного управления (а порой и за рамками элементарной законности), терпеть и терпеть, то мы не только оставим наших детей без образования, медицины и всего на свете, но и попросту молчаливым содействием доведём народное (читай — свое) подсознание до взрыва. Который чреват не просто своей «бессмысленностью и беспощадностью», как раньше, но и, с учетом новизны XXI века, отличной управляемостью извне. То есть нашими действительно реальными врагами. Это вообще не самая приятная роль — дёргаться (скакать) с отключенным мозгом, когда тебя дёргают за ниточки. Не задумываясь о том, откуда сэндвичи. Итог же — совсем неприятный. В случае же России — фатальный.

Остаётся, однако, загадкой, о чём думает (в каждом конкретном случае) соответствующий чиновник. Разве у каждого из них есть «запасной аэродром»? Или, может, он просто не думает? Ах, не хотелось бы так думать...

Говорят, если учёный не может за 30 секунд объяснить уборщице, чем он занимается, то он зря проедает бюджетные деньги. Думается, если чиновник может объяснить, за что он отвечает, по-простому (не в стиле «реализует предусмотренные законом функции в сфере определенной компетенции в соответствии с установленными процедурами и регламентами»), а потом показать это на конкретных делах, то это чиновник хороший.

Возвращаясь, к ЦДТ, очень надеюсь, что г-н Калина, как и его коллеги, — чиновник хороший, что все приведённые выше подозрения — лишь плод затянувшихся недоразумений, что все кружки, в которые дети реально ходили, вернутся, для чего всем уволенным педагогам будет предложена зарплата, достаточная для того, чтобы переманить их обратно (оттуда, куда они ушли), и что обо всём этом мы узнаем из небольшого видеоинтервью, которое г-н Калина даст тем самым родителям, встретившись с ними еще раз. А то сколько уже можно читать разговоры родителей и Департамента в письменных пересказах и печалиться о том, что намерения благие, а дорога идет не пойми куда...

Tags: Департамент образования г.Москвы, И.И.Калина, ЦДТ на Кржижановского, образование, чиновники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments